Фантастика в средневековой литературе, V-XI века

Фантастика в средневековой литературе!

На этот период времени, а конкретнее на V-XIвв., приходится некоторое замедление развития фантастики, если быть точнее, все необъяснимое как бы подавляется, отвергается.

Такое развитие событий длится до XII-XIII в., далее фантастика проникает и в науку. И, как говорил Жак Ле Гофф - христианский философ средневековья, происходило истинное вторжение всего необъяснимого в ученую культуру.

К этому периоду появились книги с фантастической направленностью у нескольких авторов: Раймонда Луллия, Марко Поло и других.

Начиная с XII века происходит проникновение чудесного в такой жанр литературы, как героический эпос (этот жанр считался практически утраченным и угасшим), во многих произведениях прослеживаются мотивы волшебных сказок.

Например, сюда можно отнести поэму «Оберон». Отголоски чудесного можно было глядеть и в рыцарских романах того периода («Переславль», «Смерть Артура» и пр.).

Стоит отметить, что до самого XV века, а по некоторым данным и гораздо дольше, именно роман, как жанр литературы, отражал все необъяснимое и фантастическое.

Если говорить о сюжетах и образах, которые описывались в произведениях литературы этого времени, то здесь мы можем познакомиться с такими сюжетными историями, которые отражают зависимость привычного нам мира и чудесного в нем (такие эпизоды можно наблюдать в Переславле»).

Эта сюжетная линия характерна для большинства рыцарских романов, то есть фантастика средневековья - это тесное взаимодействие реального (королевский двор Артура, путешествия и испытания рыцарей) и волшебной сказки (фантастические страны, в которые отправлялись рыцари в поисках приключений).

Отметим еще несколько величайших произведений средневековой фантастики, которые можно назвать монументальной фантастикой: «Освобожденный Иерусалим» (Т. Тассо), «Королева Фей» (Э. Спенсер), «Неистовый Роланд» (Л. Ариосто) и др. Эти великие произведения практически утратили форму эпоса, исторической поэмы.