Людвиг Павельчик - свежий взгляд на жанр мистики и ужасов
Людвиг Павельчик - писатель, вдохновленный и очарованный иррациональной, мистической стороной бытия, той, что многие называют темной. Она видна далеко не каждому, да и мало кому хватает смелости вглядываться в ее пугающие черты.
Герои и персонажи произведений Л. Павельчика — люди, столкнувшиеся с «изнанкой» такой привычной и вроде бы понятной жизни, оказавшиеся в эпицентре роковых событий, которые, разворачиваясь, возвращают их к совершенным когда-то неблаговидным поступкам и даже преступлениям. Им приходится встретиться с грозными проявлениями потусторонних сил и теми, кто не нашел покоя за смертельной чертой. Эти люди совсем не идеальны, не наделены особыми дарами и, попадая в водоворот таинственного, действуют зачастую на предельном напряжении сил. Лейтмотив многих из его захватывающих историй — нити судьбы, соединяющие разные времена и многие жизни, а то, что взволнует или послужит пищей для размышлений читателя, переворачивающего страницы его книг, — это отношения добра и зла, света и тьмы, неотвратимость действия вечных законов бытия и путешествие человеческой души, свершаемое по этим законам.
Людвиг Павельчик — автор необычный, с легко узнаваемым стилем, в котором чувствуется мастерское владение словом. Он умеет держать читателя в напряжении не только поворотами сюжета, но и заставляя эмоционально переживать происходящее, а поскольку творит автор в жанре хоррор, то его произведения будут интересны тем, кто любит мрачную готику, мистику и не прочь пощекотать нервы.
Увлечение самого писателя этим жанром началось еще в юности с творений Лавкрафта, Стокера и Гоголя, затем последовали другие классики, в частности Шеридан Ле Фаню и Монтегю Джеймс, которого автор считает «лучшим мастером классического “ужасного” рассказа». И это было достаточно необычное увлечение для того времени и места — ведь родился автор в 1979 году еще в Советском Союзе, в сибирском городе Черногорске.
Детский сад, пионерские школьные годы, полученное в Красноярске в сложное постперестроечное время высшее медицинское образование (а затем и специализация в области психиатрии) — кажется, на такой «почве» очень трудно взойти и развиться росткам интереса к мистике, тайнам человеческой души и тем более к потустороннему.
Но судьба ошибок не делает — полученный опыт нашел отражение в произведении, которое сам автор считает самым значимым для себя на сегодняшний день — романе «Штурман». Он был закончен в 2011 году, когда писатель уже жил в Германии (где живет и по сей день).
По жанру это, как говорит сам автор, «сплав мистики, фантастики, психологии, оккультизма и — чем я особенно горжусь — мемуаров с честным, эмоциональным взглядом в мое социалистическое детство». Роман отличает без преувеличения лихо закрученный сюжет, в котором затейливо переплетаются многие судьбы, а очень странные события заставляют главного героя отправиться в путешествие — во времени и пространстве. И читателю не удастся предугадать развязку.
Немного раньше, в 2008 году, был написан роман «Тропами ада», который автор называет своим первым серьезным литературным опытом. Роман этот мистический, действие разворачивается в разные, далекие друг от друга, века - атмосфера их очень реалистична благодаря познаниям автора в истории и мифологии, а герои вызывают искреннее сопереживание. И, конечно же, присутствует тайна, разгадка которой ждет читателя, как водится, в самом конце повествования.
Новая книга Людвига Павельчика — сборник повестей и рассказов «Рыдания усопших» — была издана в 2014 году. В ней собраны произведения разных лет, из которых сам автор особо отмечает повести «Графский венок» и «Слепки», а также рассказы «Он позвонит» и «Гробокопатель». Сборник впечатляет — и богатством фантазии автора, и строго выдержанной логикой сюжетов, и тем чувством меры, с которым он подходит к изображению мрачных и даже жутких проявлений человеческой (да и нечеловеческой) натуры. Хотя в книге есть поистине ужасающие страницы, автору удается оставаться достаточно отстраненным, чтобы не судить своих героев.
Без страха и лишних эмоций Людвиг Павельчик всматривается в тени, отбрасываемые явлениями мира, людьми и событиями.
Что прячется там — в тени любви и дружбы, благородства и чести, справедливости?
Ведь в нашем мире все сущее отбрасывает тень, и, как говорил булгаковский Воланд, — «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Вглядываясь вместе с писателем в тени мира, принимая мир вместе с ними, мы обретаем возможность цельного восприятия — и мудрости, которую оно дает.
Людмила Мешкомаева. Эксклюзивно для сайта Мир фантастики.